Название Ebel — это сокращение от имен создателей марки, супругов Эжена Блюма и Элис Леви (Eugène Blum et Alice Lévy). Созданная ими в 1911 году компания представляет собой редкий пример успешного совместного управления, которое и в наше время встречается не так уж часто, а в начале ХХ века, да еще в такой насквозь патриархальной отрасли, как часовая индустрия, вообще было из ряда вон выходящим случаем.
Эжен был часовым мастером, а Элис обладала художественными способностями, да к тому же отличной коммерческой хваткой. В соответствии с их склонностями и были распределены обязанности. Муж отвечал за разработку и изготовление механизмов, а жена — за внешний вид часов и организацию сбыта. При этом, как отмечают современники, союз был на редкость гармоничным, никто не пытался играть в нем первую скрипку, и, вероятно, поэтому продукция идеально сочетала в себе техническое совершенство с необыкновенно стильным, элегантным и в то же время современным дизайном.
Ebel была одной первых швейцарских мануфактур, сделавших ставку на производство только еще входивших в моду наручных часов. А поскольку спрос на эту модную новинку со стороны женщин был больше, чем со стороны мужчин, основу первой коллекции марки составили именно женские модели.
К разработке новых часов Эжен и Элис подходили не так, как это было принято тогда в часовом деле: первичной все-таки была форма, а не содержание. Это совсем не означало, что качество и надежность калибра приносились в жертву красоте, но выбор механизма определялся дизайном будущей модели, в отличие от традиционной последовательности, когда для уже сконструированного механизма подбирали соответствующее облачение.
Еще одной новацией от Элис Леви было использование в отделке наручных часов драгоценных камней. Разумеется, женские, да и мужские модели раньше тоже украшали бриллиантами, но это касалось часов карманных, тогда как наручные модели считались вещью сугубо утилитарной, необходимой авиаторам или морским офицерам, а следовательно, не нуждались в украшательстве. Так что Ebel вполне можно считать одним из законодателей моды на наручные ювелирные часы.
В 1914 году (то есть всего через три года после создания марки) Ebel получает свою первую высшую награду — золотую медаль за «Лучшие женские ювелирные часы» на Национальной швейцарской выставке. А в 1917 году часы-кулон Montre Pendentif Bijou стали самой популярной моделью женских часов в стране.
Мужские часы, хотя и выпускались мануфактурой, но пользовались гораздо меньшим спросом, чем ее творения, адресованные дамам. Все изменилось с началом Второй мировой войны. В конце 1930-х британские ВВС заказали Ebel модель для своих пилотов, которая, благодаря своим прекрасным техническим характеристикам и удобному дизайну, сразу же вывела компанию из тени более именитых конкурентов в мужском сегменте.
Начиная с 1932 года компанию возглавил сын Эжена Блюма — Шарль. Как и его отец, он уделял огромное значение точности хода и надежности механизмов, выпускаемых мануфактурой. Лучшим доказательством результативности его усилий было то, что среди многих покупателей калибров Ebel была и знаменитая фирма Cartier.
А вот за дизайн вплоть до 1960 года отвечала Элис, покинувшая пост арт-директора только в возрасте 80 лет. Она внесла решающий вклад в успех марки, так как ей удалось на протяжении нескольких десятилетий неизменно сохранять баланс между желанием клиенток «иметь что-то модное» и способностью выпускать модели, в силу своей безукоризненной элегантности никогда не выходящие из моды.
Внук Эжена Блюма — Пьер-Алан — получил в свое управление компанию, прочно занимавшую одну из лидирующих позиций в мире на рынке женских ювелирных часов. Но именно в это время грянул кварцевый кризис, и Ebel стала стремительно терять клиентов. Выжить помогло то, что качественные калибры были по-прежнему нужны компаниям, продолжавшим производить механические часы, а механизмы Ebel очень ценились за свою надежность. Но полностью оправиться после «шторма» самостоятельно фабрика так и не смогла.
Десятилетие между 1994 и 2004 годом было самым неудачным в истории Ebel. Но после того, как марка несколько раз меняла владельца, она перешла в собственность американского концерна Movado Group. Новые владельцы сделали ставку на перезапуск популярных исторических моделей в сочетании с разработкой новых часов, сохранявших главную черту знаменитого бренда — элегантность. В итоге компании постепенно удалось вернуть утраченные рыночные позиции.
Сотрудничество с несколькими футбольными топ-клубами помогло Ebel обратить на себя внимание мужской аудитории, а прекрасная половина человечества и не собиралась изменять своей любимой марке, оставаясь основным источником вдохновения и доходов.
Один из самых известных бизнес-консультантов в мире Ицхак Адизес ввел в оборот «концепцию взаимодополняющей команды». Суть ее в том, что для обеспечения эффективности организации надо выполнять четыре функции. Каждая из которых необходима, а все они вместе достаточны для нормального управления. Это производство результатов — Producing, администрирование — Administrating, предпринимательство — Entrepreneuring и интеграция — Integrating.
И поскольку одинаково хорошо выполнять все эти четыре функции не может ни один человек, то необходимо создавать управленческие команды, состоящие из людей, которые могли бы, дополняя друг друга, компенсировать недостатки и усиливать достоинства. В общем, такая современная версия китайской концепции Инь и Ян. Классическим управленческим тандемом такого типа можно считать комбинацию «Мама-Папа» (как доктор Лайтман и доктор Фостер из знаменитого сериала «Обмани меня»).
Часовая компания Ebel легко могла бы стать иллюстрацией для книги Адизеса. Супруги Эжен Блюм и Элис Леви (Eugène Blum et Alice Lévy), создавшие ее в 1911 году, были обладателями разных, но абсолютно необходимых для успеха часовой фирмы талантов: Эжен был прекрасным часовщиком, а Элис — отличным дизайнером. Кроме развитого чувства стиля, Элис имела еще и великолепные предпринимательские способности.
В итоге, когда Эжен предложил своей жене стать его партнером в часовом бизнесе, образовалась та самая «взаимодополняющая команда». Эжен отвечал за конструирование и производство калибров, а также за сборку часов, а Элис изучала рынок, разрабатывала дизайн и занималась организацией сбыта.
Конечно, легко списать успех мануфактуры Ebel на невероятную способность Элис предугадывать, что будет модным в ближайшее время, и создавать модели, которые, будучи модными сегодня, каким-то чудом не выходят из моды завтра. Но правда в том, что без точных и надежных механизмов, за которые отвечал Эжен, продукция фирмы точно не была бы столь популярна. А кроме того, доходы от продажи калибров другим компаниям, в том числе таким известным, как Cartier, играли немалую роль в запуске новых собственных моделей.
Первая же крупная награда, полученная фирмой в 1914 году, — золотая медаль за «Лучшие женские ювелирные часы» на Национальной швейцарской выставке — оказалась знаковой для всей последующей истории Ebel. Именно в этой категории марке предстояло впоследствии стать одним из мировых лидеров.
Элис никогда не позволяла дизайнерам мануфактуры пересекать незримую черту, отделяющую красоту от вульгарности. Внешний вид часов Ebel никогда не был кричащим, но не смотря на это, всегда был и остается настолько непохожим на конкурентов, что часы, производимые маркой, легко можно узнать даже с большого расстояния.
В 1932 году кресло руководителя фабрики занял сын сын Эжена Блюма — Шарль, а Элис продолжала оставаться ее арт-директором вплоть до 1960 года. Пост председателя совета директоров она покинула только в 1968 году в возрасте 88 лет. Ее уход из компании практически совпал с началом спада продаж, вызванного появлением на рынке кварцевых часов.
Внук основателя фирмы — Пьер-Алан, управлявший тогда мануфактурой, сделал все возможное для сохранения производства. Сделать это удалось благодаря заказам на покупку механизмов Ebel, пользовавшихся большим спросом. А вот продажи своих часов он восстановить так и не сумел, хотя период его правления связан с выпуском большого количества моделей, составляющих основу многих коллекций марки и сегодня.
В 1994 году Ebel перешла под контроль компании Investcorp, оставившей заметный негативный след в истории часовой промышленности. Достаточно вспомнить ее «плодотворную работу» с маркой Breguet. Единственной целью Investcorp всегда было наращивание капитализации для последующей выгодной перепродажи. И в 1999 году такая продажа состоялась.
Покупателем выступил знаменитый французский люксовый концерн LVMH, руководство которого обладало большим опытом возрождения знаменитых брендов. Но в случае с Ebel выбранная им стратегия не принесла ожидаемых результатов. В линейке мануфактуры появилось множество кварцевых моделей с броскими цветовыми сочетаниями и странными формами корпусов, но вместо привлечения новых клиентов это отпугнуло ту лояльную аудиторию марки, которая создавалась на протяжении десятилетий. Итогом бесплодных попыток переформатирования знаменитой марки стала ее продажа американской Movado Group в 2004 году.
Новый владелец решил стереть предыдущее десятилетие из истории компании и начать с того места, где фирму покинул внук ее создателя. Для начала было решено заняться перезапуском тех моделей, которые были разработаны в последние несколько лет работы Пьера-Алана в фирме. А затем довольно быстро стали выходить новые часы. И что важно, преданные поклонники Ebel благосклонно восприняли их.
Новых покупателей решили привлекать из числа любителей спорта, и серьезный упор сделали на футболе. Марка стала партнером сразу нескольких лучших клубов Европы: мадридского «Реала», лондонского «Арсенала», лионского «Олимпика» и мюнхенской «Баварии». В ознаменование сотрудничества с ними были выпущены специальные коллекции, которые помогли марке обратить на себя внимание мужской аудитории.
Но главной для Ebel, как и во времена правления Эжена Блюма и Элис Леви, остается аудитория женщин. Гармоничное сочетание высочайшего качества и элегантного дизайна, которое было основой их успеха, сегодня вновь помогло марке вернуть себе положение одного из мировых лидеров часовой индустрии.
Компания Ebel разделила свои модели на девять коллекций: Ebel Wave Gent, Ebel Wave Lady, Ebel Onde, Ebel X-1, Ebel Classic, Beluga, Brasilia, Ebel Sport и Ebel 100.
Ebel Wave Gent и Ebel Wave Lady
Ebel Wave Gent и Ebel Wave Lady — это по существу единая коллекция, разделенная на две части, адресованные мужчинам и женщинам соответственно.
Стилистика моделей этой серии воплощает в себе тот самый выдержанный элегантный стиль, который был выбран основателями мануфактуры для своих первых коллекций еще в начале ХХ века.
Ebel Wave — это тот случай, когда мужские и женские модели отличаются в основном размером и наличием драгоценных камней (в женской серии ими украшен безель некоторых часов). В остальном все похоже: плавные линии корпуса, переходящие в браслет, знакомая волнообразная структура самого браслета, великолепная посадка на руку и абсолютно узнаваемый дизайн циферблата в классическом стиле Ebel. Ничего лишнего, все практически идеально.
Ebel Onde
Ebel Onde — чисто женская коллекция шикарных и одновременно очень сдержанных часов, круглые корпуса которых могут быть изготовлены из стали или из золота. Наиболее эффектно выглядят модели, с безелем, украшенным бриллиантами и циферблатом, изготовленным из цельного среза лазурита или малахита. Такие часы смотрятся совсем по-царски.
Ebel X-1
В коллекции Ebel X-1 есть как женские, так и мужские часы, с намеком на спортивный характер их обладателей. Среди моделей этой серии выделяются женские часы с корпусом из черной керамики, которая великолепно сочетается с блеском драгоценных камней, расположенных как на безеле, так и на циферблате.
Ebel Classic
Ebel Classic, как видно из названия, — коллекция классических моделей компании. В их дизайне вы не найдете ни одного острого угла. Абсолютно все линии обтекаемы, словно обводы идеально отшлифованного морской водой камня.
Beluga
Beluga — возможно, самая известная коллекция марки. Во всяком случае, это допущение справедливо для России, где в начале 1990-х многие состоятельные женщины стремились приобрести себе именно эти часы. Если присмотреться к их очертаниям, то легко можно заметить их сходство со знаменитой царской рыбой, икра которой так высоко ценится во всем мире.
Серия Beluga была впервые представлена в 1985 году внуком основателя компании Эжена Блюма — Пьером-Аланом, а после перехода марки в собственность концерна Movado Group выпуск этих часов был триумфально возобновлен.
Brasilia
Коллекция этих молодежных женских часов в бочкообразных корпусах получила свое название от бразильской топ-модели Жизель Бюндхен, которая впервые представляла ее. В варианте с римскими цифрами и чисто стальным корпусом (без бриллиантов) часы смотрятся максимально изысканно, хотя камни их, конечно, оживляют...
Ebel Sport
Ebel никогда не была «спортивной» маркой. И ее спортивная серия — яркое тому подтверждение. Однако если вы придерживаетесь мнения, что спортивные часы вовсе не должны быть излишне навороченными, а, напротив, обязаны быть лаконичны, то Ebel Sport — вполне может вам подойти.
Ebel 100
Ebel 100 — коллекция мужских часов, дизайн которых отсылает к истокам марки: к моделям 1930-х годов, включая те, что были изготовлены для пилотов британских ВВС времен Второй мировой войны. Все очень элегантно и никогда не выйдет из моды.