Название часовой компании HUBLOT в переводе с французского означает «иллюминатор». Правда, во франко-русском словаре есть еще два значения — «амбразура» и «отверстие». Но создатель марки Карло Крокко (Carlo Crocco) имел в виду именно название корабельного окна, о чем однозначно свидетельствует дизайн первых часов, выпущенных им в 1980 году.
Что касается произнесения имени марки, то наиболее правильным считается вариант «ХУБЛО» или «ХЮБЛО». Однако, для чувствительного русского уха, пожалуй, лучше подойдет английская транскрипция: «ХАБЛОТ».
Надо сказать, что выбор названия — вовсе не единственная провокация, связанная с маркой. Риск и эпатаж тесно связаны со всей историей HUBLOT. В 1976 году Карло Крокко, наследник одной из богатейших итальянских часовых династий, владевшей марками Breil и Wyler, принял неожиданное решение покинуть семейный бизнес и перебраться из Милана в Швейцарию, чтобы основать там собственную компанию. Крокко назвал ее MDM Geneve (Montre des Montres).
Первая же модель, выпущенная под маркой HUBLOT, совершила если не революцию, то во всяком случае переворот в часовом дизайне. Крокко был первым в мире, кто решился использовать для изготовления ремешка золотых часов натуральный каучук. Сейчас, когда каучуковые ремешки есть в коллекциях практически всех ведущих часовых брендов, в это сложно поверить, но тогда это решение казалось абсолютно сумасшедшим: «Как можно носить золотые часы на резинке?!» — спрашивали скептики.
Смелая идея оказалась весьма непростой для реализации. Ведь ремешок часов, с одной стороны, должен быть гибким и приятным для тела, а с другой — достаточно прочным, чтобы на нем не появлялись трещины и разрывы. Кроме того, каучук в чистом виде при нагреве издает не совсем приятный запах. В итоге Карло пришлось потратить 3 года времени и более миллиона долларов прежде, чем он сумел создать подходящий состав. Для устранения запаха применялся специально подобранный сорт ванили, а другие специальные добавки отвечали за оптимальные прочностные характеристики.
На базельской выставке 1980-го года состоялась премьера первых часов HUBLOT. Их черный циферблат, помещенный в золотой или стальной корпус, напоминавший по форме иллюминатор с двенадцатью болтами по ободу, отлично гармонировал с черным каучуковым ремешком. Успех превзошел все ожидания молодого итальянца — в первый же год он получил заказов на два миллиона долларов.
Необычный внешний вид в сочетании с модной в 1980-х морской тематикой привлекли внимание не только экспертов и журналистов, но и состоятельных клиентов. Среди первых почитателей марки HUBLOT оказались представители королевских фамилий: король Испании Хуан Карлос I, наследный принц Монако Альбер II и шведский король Карл Густав, а также Элтон Джон, Джорджио Армани и другие любители нестандартного дизайна из мира шоу-бизнеса и модной индустрии. Такое внимание со стороны знаменитостей очень помогло продвижению марки.
В течение пятнадцати лет в линейке HUBLOT появилось несколько новых коллекций, дизайн и механизмы часов постоянно совершенствовались, а вместе с этим росла и выручка, составлявшая в середине 1990-х уже более двадцати миллионов долларов в год. Но к концу 1990-х марка как будто выдохлась, и Крокко резонно рассудил, что спасительным решением может быть вливание свежей крови. Так в компании появился новый исполнительный директор, один из самых выдающихся часовых менеджеров современности — Жан-Клод Бивер, за свою карьеру совершивший несколько эпических подвигов, включая возрождение старейшей в мире часовой мануфактуры Blancpain.
В течение всего двух лет после прихода Бивера объем продаж HUBLOT вырос с двадцати двух миллионов до ста миллионов долларов, а сама марка прочно обосновалась на первом месте в категории «Спорт делюкс», где и продолжает оставаться сегодня.
В 2014 году новым лицом марки HUBLOT стал знаменитый португальский футбольный тренер Жозе Моуриньо по прозвищу Special One («особенный»). Компанию ему составили еще несколько совершенно «особенных» людей, уже представлявших продукцию фирмы: ямайский спринтер и самый быстрый человек планеты Усэйн Болт, король футбола, бразилец Пеле и американский горнолыжник Боде Миллер.
Как-то на пресс-конференции Моуриньо сказал: «Нужно понять, что мы лучше. Просто лучше. При нормальных условиях мы будем чемпионами. А при ненормальных условиях... мы тоже будем чемпионами!» Эта фраза гармонично прозвучала бы и из уст основателя HUBLOT.
Да и сам основатель мануфактуры Карло Крокко (Carlo Crocco) вполне достоин носить почетное звание «особенный». Когда в возрасте тридцати двух лет, будучи наследником знаменитой итальянской часовой империи Binda, он решил все бросить и организовать с нуля собственную фирму в Швейцарии, мало кто верил, что у него из этой затеи что-нибудь получится. Швейцарская часовая индустрия очень консервативна, и для того, чтобы закрепиться в ней, нужны не годы, а десятилетия. Но это еще полбеды. Главный вопрос был в том, как это сможет сделать итальянец без нужных связей и, в общем, практически без денег. Четыре миллиона долларов, которые у него были, — деньги, конечно, довольно большие, но едва ли достаточные для завоевания мирового часового рынка, а на меньшее Карл Крокко был не согласен.
В 1976 году Крокко регистрирует компанию MDM Geneve (Montre des Montres), а в 1980 на выставке в Базеле представляет первую модель, вышедшую под маркой HUBLOT. Это были мужские часы с кварцевым механизмом, круглый золотой корпус которых был похож на иллюминатор (что соответствовало переводу с французского названия фирмы). Но главной «фишкой» новых часов был каучуковый ремешок — первое изобретение Крокко, на все 100% подходившее под определение «особенное».
До этого ни одна из ведущих часовых мануфактур даже не рассматривала каучук в качестве возможной альтернативы для металла или кожи, в том числе потому, что само по себе сочетание каучука и золота казалось как минимум очень странным. Однако смелая идея молодого итальянца нашла массу почитателей среди богатых людей, и за первый год работы его фирма заработала два миллиона долларов. Успех первых часов HUBLOT привел к тому, что постепенно почти все часовые гиганты стали активно использовать каучук.
Девиз компании был сформулирован: «Искусство сочетать несочетаемое». Крокко продолжал экспериментировать, сочетая золото и платину не только с каучуком, но и с цирконием, вольфрамом, танталом, керамикой и другими нестандартными для того времени материалами. Вслед за первыми кварцевыми часами появились механические модели с различными усложнениями, дизайнеры HUBLOT обильно украшали свои творения драгоценными камнями, а диаметр корпусов некоторых моделей едва не переваливал за 50 мм.
Всего за двадцать лет марка заработала себе репутацию одного из самых неординарных производителей часов в мире, выбрав в качестве основного рыночного сегмента категорию спортивных часов класса премиум, а в качестве основных инструментов — провокацию и эпатаж. Ее стратегия была как будто списана с учебника по маркетингу Филипа Котлера: «Если у вашей продукции есть поклонники, то пусть вас не беспокоит, что есть и те, кому она не нравится. Пусть ее ругают, главное, чтобы к ней не относились равнодушно». Именно так и происходило с HUBLOT, восторженные почитатели обеспечивали ей продажи на двадцать миллионов долларов в год, а злопыхатели подогревали интерес к часам мануфактуры со стороны СМИ.
Все вроде бы шло хорошо, но к концу 1990-х наметился явный кризис идей, а вслед за ним вниз устремилась и выручка. Нужно было что-то менять, и в 2003 году Крокко решил пригласить на пост исполнительного директора компании уже заработавшего себе звание лучшего антикризисного управляющего в часовой индустрии Жан-Клода Бивера. К тому моменту за Бивером уже числилось возрождение из пепла марки Blancpain и трехкратное увеличение продаж часов Omega. Устав от корпоративной бюрократии мегаконцерна Swatch, он решил поискать себя в новых проектах, так что предложение владельца HUBLOT оказалось очень кстати.
Свою миссию в компании Бивер определил так: «Я должен разбудить эту замечательную марку, у которой есть все необходимое для успеха». Он пригласил выдающегося дизайнера Ивана Арпа, и уже в 2005 году была представлена новая коллекция часов, включая серию хронографов Big Bang, получившую в Женеве Гран-при в номинации «Дизайн года» и массу других наград. Количество заказов на новые модели оказалось столь большим, что мануфактура с трудом успевала исполнять их в срок. В итоге всего через два года после прихода Бивера в HUBLOT выручка компании выросла более, чем в четыре раза и превысила сто миллионов долларов в год.
Помимо выпуска новых часов Бивер резко ускорил расширение дилерской сети и открытие новых собственных магазинов. Количество точек продаж на сегодня превышает 650 штук, а число фирменных бутиков приближается к полусотне.
В 2008 году компания HUBLOT перешла в собственность французского концерна LVMH, а в начале 2012 года на посту CEO Бивера сменил Рикардо Гваделупе.
Сегодня HUBLOT — одна из самых успешных часовых марок в мире. Активное сотрудничество с миром спорта, спонсорство крупнейших соревнований и привлечение в качестве посланников марки выдающихся спортсменов в сочетании с постоянным пополнением коллекций новыми «особенными» моделями помогает марке прочно удерживать за собой мировое лидерство в сегменте «Спорт делюкс».
Линейка продукции мануфактуры HUBLOT состоит из четырех коллекций: Big Bang, Spirit of Big Bang, Classic fusion и King power.
Big Bang
Самая популярная модель HUBLOT — Big Bang — была впервые представлена в 2005 году. Хронографы Big Bang стали сенсацией женевской выставки и получили Гран-при в номинации «Дизайн года». Затем был приз за «Лучшие спортивные часы» в Токио, и первое место в номинации «Лучшие часы большого размера» на церемонии «Часы года» в Бахрейне.
Эти часы стали основой для создания одноименной коллекции, одну из последних моделей которой недавно представил самый быстрый человек планеты, ямайский бегун Усэйн Болт. Внутри черного матового корпуса Big Bang Unico All Black скрывается мануфактурный калибр с колонным колесом. В зависимости от выбранного ремешка к названию часов добавляется приставка, обозначающая его цвет.
Spirit of Big Bang
Коллекция Spirit of Big Bang является продолжением серии Big Bang, но форма корпуса моделей не круглая, а бочкообразная. Остальные элементы отделки, а также механизмы, идентичны титульной серии.
Classic fusion
Classic fusion, как и следует из названия, обязана своим появлением одной из первых коллекций марки — HUBLOT Classic. На Лазурном берегу и сейчас можно встретить людей среднего возраста с часами этой серии на запястье. Classic fusion — самая многочисленная коллекция компании. В отличие от других серий, большинство моделей, входящих в нее, выглядят вполне консервативно (если термин «консервативный» вообще применим к часам HUBLOT). Хотя и тут есть экзотика, вроде циферблата с изображением черепа.
King power
Среди моделей коллекции King power есть часы, посвященные Жозе Моуриньо — King Power Jose Mourinho The Special One. Синий цвет этой модели символизирует любимый цвет одежды Моуриньо, а мануфактурный механизм — хронограф обратного хода (мгновенный перезапуск хронографа) — не имеет аналогов в мире часовой промышленности. Помимо учета стилистических предпочтений самого Моуриньо, цветовое решение этих часов отсылает к дизайну эмблемы английского футбольного клуба «Челси», главным тренером которого он является.