Что общего у производства элитного огнестрельного оружия и изготовления канцелярских принадлежностей класса люкс? Во-первых, и в том и в другом случае необходимы навыки работы с деревом и металлами (включая серебро и золото), достаточные для изготовления комплектующих с высокой степенью точности. Во-вторых, надо обладать художественными способностями, чтобы продукция была не только функциональной, но и красивой, ибо состоятельные клиенты очень требовательны к внешнему виду вещей, которые покупают. И в-третьих, нужно иметь высокоточное оборудование и в совершенстве владеть технологиями финальной доводки изделий.
Конечно, для изготовления оружия обязательны еще специальные знания и навыки, и легко переключиться с выпуска дыроколов на создание ружей вряд ли получится. А вот переориентация оружейного производства на выпуск канцелярских товаров — дело вполне реальное. В начале перестройки в Советском Союзе это называлось подзабытым словом «конверсия». Именно этим и занялись владельцы испанской (а точнее басконской) оружейной фабрики «Olave, Solozaval SRC», когда в 1929 году выпускаемые ими элитные револьверы перестали продаваться на бескрайних просторах Соединенных Штатов Америки из-за постигшего страну финансово-экономического кризиса.
Город Эйбар, в котором Хуан Солозабаль Мендиве и Хуан Олаве Бильбао основали компанию «Olave, Solozaval SRC», находится на Севере Испании в Стране Басков и славится многовековыми традициями оружейного производства. На протяжении пяти столетий здесь изготавливали лучшие в стране ружья.
Известно, что в Европу огнестрельное оружие сначала проникало как раз через Испанию. Первыми его стали применять мавры. Вслед за ними к освоению нового вида оружия подключились активно занимавшиеся торговлей и открытые ко всему новому итальянцы, а французы и англичане с их традициями рыцарства долго были в числе отстающих. Расцвет испанского оружейного производства пришелся на XVII–XVIII века. В то время мастера из других стран даже подделывали «испанский стиль», чтобы их изделия лучше продавались. После падения спроса в XIX веке испанские оружейники вновь оказались «на коне» во время Первой мировой войны, когда соблюдавшая нейтралитет Испания снабжала оружием все воюющие государства.
С окончанием войны многие басконские фабрики переключились с производства боевых винтовок на изготовление охотничьих ружей и эксклюзивного боевого оружия для богатых людей. В числе последних были и Солозабаль с Олаве. Их фирма выпускала три модели револьверов: El Casco («Шлем» или «Каска» в переводе с испанского), Duque («Герцог») и Tejón («Барсук»). Впоследствии, когда владельцы решили переключиться на производство канцелярских принадлежностей, фабрику было решено назвать именем первой коллекции — El Casco (Эль Каско).
Интересно, что эмблема компании в виде рыцарского шлема очень похожа на распространенное испанское оружейное клеймо, которым отмечали ружья, прошедшие обязательные тесты.
Перестройка предприятия прошла быстро, и к середине 1930-х фирма El Casco стала ведущим поставщиков канцелярских принадлежностей в Испании. В годы Второй мировой войны Испания вновь соблюдала нейтралитет, и поэтому ее промышленность пострадала не так, как предприятия других европейских стран. После снятия торговых ограничений с испанских фирм El Casco начала активно осваивать внешний рынок и очень преуспела в этом. На сегодня ее продукцию можно приобрести в сорока странах мира, а сама компания из Страны Басков является одним из мировых лидеров рынка канцтоваров премиум-класса.
сайт: www.el-casco.es
В финале «Золотого теленка» Остап Бендер, потерявший при переходе границы все свое золото, произносит легендарную фразу: «Графа Монте-Кристо из меня не получилось. Придется переквалифицироваться в управдомы».
Примерно такой же крутой разворот совершили основатели компании «Olave, Solozaval SRC» Хуан Солозабаль Мендиве и Хуан Олаве Бильбао, когда с выпуска элитных револьверов перестроились на производство канцелярских принадлежностей. В отличии от замкнутого оружейного рынка, где фирмы чаще всего называли именами владельцев, на рынке канцтоваров требовалось более звучное название и предприятие решили переименовать в El Casco (Эль Каско). Новый логотип компании представлял из себя рыцарский шлем, что полностью соответствовало названию: в переводе с испанского El Casco означает «Шлем» или «Каска». Кстати, в русском языке название металлического головного убора у военных — это испанское заимствование.
Причина перехода с изготовления пистолетов на выпуск дыроколов и степлеров была проста. Основанная в 1920 году фирма была ориентирована на богатых американцев. Когда в 1929 году в Штатах грянул биржевой кризис, спровоцировавший Великую депрессию 1930-х, фабрика в одночасье лишилась практически всех своих клиентов.
При этом у владельцев был выбор: либо распустить работников и продать здание вместе с оборудованием (что сделать было непросто, потому что депрессия быстро добралась и до Европы), либо попробовать наладить производство какой-то продукции, которую могли бы выпускать имеющиеся рабочие на оборудовании, которое раньше использовалось для изготовления револьверов.
Перебрав несколько вариантов, Солозабаль и Олаве остановились на канцелярских принадлежностях. И первой продукцией El Casco стала машинка для проставления даты и нумерования страниц. Затем был налажен выпуск дыроколов и степлеров, одна из моделей которых (М-5) выпускается до сих пор.
Солозабаль как-то сказал: «Скрепка должна выходить из степлера так же безупречно плавно, как и пуля из ствола револьвера». Такая высокая требовательность к качеству собственной продукции сыграла решающую роль в создании положительной репутации компании и помогла ей занять ведущее место сначала на испанском рынке канцтоваров класса люкс, а затем и на мировом.
Причем высокие стандарты касались не только работы всех механизмов, но и внешнего вида изделий. Опыт выпуска элитного оружия, безусловно, сыграл свою позитивную роль. Имея за плечами десятилетний опыт отделки эксклюзивных пистолетов, мастера El Casco могли соблюдать самые высокие требования к качеству отделки продукции.
Гражданская война в Испании, начавшаяся в 1936 году и завершившаяся победой Франко в 1939-м, разорила Страну Басков, где располагалась фабрика El Casco. Предприятие было полностью разрушено, а многие рабочие погибли или уехали из страны (большинство басков сражались на стороне республиканцев и с приходом к власти Франко вынуждены были покинуть родину). К слову, многие из басконских оружейников перебрались в Советский Союз и продолжали здесь заниматься своей профессией.
После окончания гражданской войны владельцы El Casco, начав фактически с нуля, сумели довольно быстро отстроить новую фабрику и вернуться к довоенному объему производства. В 1940-е — 1960-е годы компания была одним из лидеров испанского рынка канцтоваров, а вслед за уходом Франко и либерализацией торговли стала активно выходить на рынки сначала Европы, а затем и Америки.
Сотрудничество с чилийским дизайнером Гильермо Капдевилья увенчалось созданием нескольких коллекций, в которых использовались новые технологии отделки. Но две вещи всегда оставались неизменными: классический элегантный дизайн и высочайшее качество каждой детали и каждого механизма.
El Casco не пытается конкурировать с канцтоварами, изготовленными из пластмассы. Ее клиенты — это люди, для которых невозможность сочетания дорогой мебели с дешевыми папками или степлерами очевидна.
За тридцать лет работы на мировом рынке компания сумела наладить продажи в сорока странах и стать одним из лидеров сегмента канцелярских принадлежностей класса люкс. Несмотря на наличие большого количества подражателей, у El Casco есть множество преданных клиентов, которые предпочитают покупать продукцию именно этой фирмы.
Один из самых известных в мире производителей канцелярских принадлежностей класса люкс, испанская компания El Casco выпускает степлеры, дыроколы, лотки и папки для документов, точилки для карандашей, чернильницы, пресс-папье, канцелярские ножи, гильотины для сигар, а также подставки для ручек, карандашей и мобильных телефонов.
Коллекции El Casco отличаются друг от друга тем, какой материал применяется для финальной отделки. В одних сериях металл после полировки покрывается позолотой в 23 карата или позолотой с чернением, в других — в качестве покрытия выступает хром или сплавы на его основе. Отдельная категория — это серии, в которых основным материалов для изготовления изделий служит натуральная кожа.
Перед процессом гальванизации все предметы тщательно полируются вручную. Процесс повторяется не менее шести раз до тех пор, пока поверхность не становится идеально гладкой. Это обеспечивает создание абсолютно ровного покрытия.
Вероятно наиболее узнаваемым изделием El Casco является звонок в виде черепахи. При нажатии на хвостик сказочного животного помещение наполняется мелодичным звоном. Обычно ее покупают для приемных, но она прекрасно подойдет также и в качестве сувенира.
Настольный степлер модели М-5 — легендарная вещь. Выпущенный впервые в 1934 году, он производится до сих пор, оставаясь одним из самых продаваемых изделий компании. Его конструкция оказалась настолько удачной, что за восемьдесят лет с момента разработки почти не претерпела изменений. Максимально эффектно знаменитый степлер El Casco смотрится в варианте с позолоченным корпусом.
Если перед тем, как ответить на телефонный звонок, вы обычно смотрите, кто звонит, то обратите внимание на подставку для мобильного телефона. В ней аппарат будет располагаться под удобным углом, и вам не придется наклоняться, чтобы увидеть имя или номер звонящего. Эффектнее всего такая подставка выглядит в версии: позолота с чернением.
Как говорил знаменитый сыщик Шерлок Холмс: «Нет ничего важнее мелочей». Когда в кабинете стоит дорогая мебель из ценных пород дерева, пластиковый лоток для бумаг или дешевый степлер может испортить все впечатление.
Кроме того, даже если вы пользуетесь степлером не так уж часто, все же приятнее, когда он работает исправно, скрепка легко соединяет листы важного документа, и вам не приходится проделывать одну и ту же операцию по несколько раз. В отличие от канцелярского ширпотреба, продукция El Casco не только красива, но и очень надежна. Она будет доставлять вам только приятные эмоции.