Компанию RADO основали в 1917 году три брата — Фритц, Вернер и Эрнст Шлуп. Под крышей родительского дома в швейцарском городке Ленгнау они создали мастерскую по производству часовых механизмов. По существу, компания, названная ими Schlup & Co, была обычным производителем комплектующих, а ее главным рынком сбыта были Соединенные Штаты Америки. Таких фирм на Севере Швейцарии было множество, и Schlup & Co ничем особенным от них не отличалась. Так было до 1957 года, пока ее не возглавил Пауль Люти.
Люти был инженером и талантливым предпринимателем. Именно ему принадлежит авторство названия RADO, которое в переводе с универсального международного языка Эсперанто означает «Колесо». Это название имело несколько смыслов: во-первых, колесо — это одна из главных деталей любого часового механизма, во-вторых, оно является символом природного цикла, а в-третьих, колесо — это один из главных символов технического прогресса. Короткое и ни на что не похожее название легко читалось, хорошо запоминалось и впоследствии очень помогло продвижение марки на зарубежных рынках. Под этим названием в том же 1957 году была выпущена первая собственная коллекция часов компании.
Пять лет ушли на поиск перспективной рыночной ниши и правильной стратегии позиционирования. И наконец в 1962 году произошел настоящий прорыв. Один из дизайнеров RADO Марк Ледеррей предложил создать часы, корпус которых было бы невозможно поцарапать. В начале 60-х годов прошлого века такая постановка задачи казалась как минимум странной. Часовые корпуса на протяжении десятилетий изготавливались из золота, латуни и стали. Да, все три материала было легко поцарапать, но никому и в голову не приходило что-то менять. Поцарапанные часы полировали и продолжали носить дальше.
Люти увидел в предложении своего дизайнера хорошую возможность выделиться на фоне многочисленных конкурентов и поддержал его идею. Решение было найдено вдали от часового производства. Нефтяные компании использовали сверхтвердые сплавы для изготовления буров и деталей буровых механизмов. И именно в сфере добычи черного золота была найдена замена привычному для часовщиков желтому металлу.
В 1962 году была представлена знаменитая революционная модель RADO DiaStar, корпус которой изготавливался из сверхпрочного сплава на основе карбида вольфрама. Для придания корпусу часов нужной формы порошкообразный карбид вольфрама спрессовывали под давлением тысяча атмосфер, а затем полученную форму обжигали в печи, разогретой до полутора тысяч градусов. Смелый эксперимент привел к появлению целого нового направления в часовой индустрии, а марка RADO закрепила за собой совершенно особую нишу, которую успешно занимает до сих пор.
Компания продолжает разрабатывать все новые и новые уникальные материалы. Венцом творчества волшебников из Ленгнау на сегодня являются часы RADO V10k с твердостью корпуса 10 кило-Виккерсов (10 000 Виккерсов). Для сравнения, твердость нержавеющей стали составляет всего 200 Виккерсов!
Помимо использования непревзойденных по своим характеристикам материалов, RADO уделяет огромное внимание внешнему виду своих часов, что подтверждается большим количеством наград в области дизайна. Их стилистика привлекает людей, не склонных к эпатажу, но все же предпочитающих классике современные формы.
Часы RADO ни с чем невозможно спутать. Их дизайн настолько уникален, что, в отличие от моделей многих других марок, RADO легко можно узнать даже с большого расстояния. Обычно так бывает с продукцией фирм, созданных дизайнерами вроде Йорга Хайсека. Однако с RADO дело обстоит иначе.
Мануфактура изначально была создана в 1917 году братьями-часовщиками Фритцем, Вернером и Эрнстом Шлуп. Предприятие было названо Schlup & Co и на протяжении сорока лет занималось производством часовых механизмов для американских производителей наручных часов. Возглавивший фирму в 1957 году Пауль Люти тоже не был дизайнером, однако, в отличие от братьев Шлуп, он придавал большое значение внешнему облику часов.
Люти принял решение заняться выпуском собственных часов, тем более что за четыре десятилетия фирма накопила достаточный опыт в производстве точнейших механизмов. И для успеха продаж, как ему тогда казалось, не хватало лишь нанять хорошего дизайнера и организовать сборку часов. Организация розничной торговли его не сильно беспокоила, так как американские партнеры, которым много лет поставлялись механизмы Schlup & Co, обещали помочь с дистрибуцией в США и в латиноамериканских странах.
Компанию переименовали в RADO. Название придумал сам Пауль Люти, в переводе с Эсперанто оно означало «Колесо». Простое в прочтении и легкое для запоминания название было, пожалуй, единственным конкурентным преимуществом первых моделей RADO. В остальном они ничем не выделялись среди продукции других европейских, американских и азиатских производителей.
Среди прочих было выпущено несколько экзотических моделей часов с изображениями лошадей — Rado Horse, а также с изображениями антилоп — Rado Gazelle. По мысли создателя, эти животные символизировали скорость и грацию. Но анималистика не помогла завоевать американский рынок, и спустя пять лет бесплодных попыток Люти вернулся к тому, с чего начал, — к поиску идей, которые помогли бы выделить его продукцию на фоне конкурентов.
Одну из таких идей предложил дизайнер Rado Марк Ледеррей. Он обратил внимание Люти на то, что на рынке нет часов, корпус которых нельзя было бы поцарапать. Для этого надо было найти материал, не восприимчивый к механическому воздействию.
Подходящий материал нашелся в сфере добычи полезных ископаемых. Им оказался карбид вольфрама, из которого изготавливали детали буровых механизмов. С использованием этого революционного для часовой индустрии материала в 1962 году были созданы первые в мире устойчивые к царапинам часы RADO DiaStar.
Это в наше время часовщики в деле применения инновационных материалов идут в ногу с космической отраслью, а иногда и обгоняют ее, а в начале 1960-х годов прошлого века это стало настоящей сенсацией. Появление часов RADO DiaStar произвело на часовом рынке такой же эффект, как презентация Стивом Джобсом первой модели iPhone от Apple. Люди, которые пару лет назад не замечали марку RADO, теперь выстраивались в очередь за модной новинкой DiaStar.
Но использование карбида вольфрама накладывало и свои ограничения. Технология изготовления корпуса часов не позволяла делать его слишком сложным, и это привело к тому, что дизайн часов оказался довольно аскетичным. Однако и это пришлось по душе покупателям. Руководство компании не стало испытывать судьбу и в дальнейшем решило придерживаться стилистики минимализма. Так что, своим супер-узнаваемым дизайном часы RADO в известном смысле обязаны случаю.
После триумфа модели DiaStar компания продолжала экспериментировать с новыми технологиями в материаловедении, и сегодня RADO принадлежит более тридцати патентов на новые материалы. В 1986 году вышла модель RADO Integral, изготовленная из высокотехнологичной керамики на основе оксида циркония, твердость корпуса которой составляла уже чуть менее 2 000 Виккерсов (для сравнения, твердость нержавеющей стали составляет всего 200 Виккерсов!), а в 2002 году в Книгу рекордов Гиннесса была занесена модель RADO V10K. Твердость корпуса этих часов составляет 10 000 Виккерсов, что равно твердости натурального алмаза.
В деле выбора посланников марки руководство RADO ведет себя столь же нестандартно, как и в выборе материалов для своих часов. Британский теннисист Энди Маррей, которому в 2012 году предложили стать лицом бренда, считался хотя и очень талантливым, но все же не особенно перспективным. Хотя британцы и придумали теннис, но британский подданный последний раз праздновал победу в турнире из серии Большого шлема аж в 1936 году! Тем не менее, в RADO решили рискнуть и не прогадали — в том же году Маррей не только дошел до финала Уимблдона, но и стал чемпионом Лондонской Олимпиады в одиночном разряде. А затем добавил к этому титул победителя открытого чемпионата США.
В России марку RADO представляет икона стиля, знаменитая актриса и режиссер — Рената Литвинова.
Главные отличия продукции RADO — это утонченный дизайн и сверхсовременные материалы, из которых она сделана. Часы RADO невозможно поцарапать, благодаря использованию уникальных сверхтвердых материалов, сопоставимых по своим физическим характеристикам с натуральным алмазом. Крепления браслетов сконструированы так, чтобы часы идеально облегали запястье, а высокотехнологичная керамика, разработанная фирмой для производства корпусов и браслетов, подстраивается под температуру человеческого тела. Поэтому, в отличие от часов с металлическим браслетом, часы RADO практически не ощущаются на руке.
В мужской и женской линейке RADO представлено по четыре основные коллекции: Hyperchrome, Diamaster, D-Original и Centrix для мужчин, и Hyperchrome, Diamaster, Esenza и D-Original для женщин.
HYPERCHROME
RADO Hyperchrome — первые в мире часы с монолитным корпусом из высокотехнологичной керамики. Твердость корпуса составляет 1 250 Виккерсов. Конструкция «Монокок» — это абсолютно законченная структура, полученная методом инжекционного формования. Кнопки хронографа и металлические скобы, обхватывающие корпус часов, полностью интегрированы в керамическую основу. В коллекции есть модели с автоматическими хронографами и кварцевыми механизмами.
DIAMASTER
В новой коллекции Diamaster мало что напоминает о моделях из предыдущей одноименной серии. В женской линейке появились модели с использованием бриллиантов, корпус которых изготовлен из плазменной высокотехнологичной керамики. Дизайн моделей можно определить тремя словами: изысканность, минимализм и элегантность. Особенность часов из мужской линейки — прозрачный циферблат, позволяющий наблюдать за работой механизма.
D-ORIGINAL
В состав коллекции D-Original входит новое издание легендарных часов RADO Diastar, совершивших революцию в часовом производстве. Единственное отличие от оригинальной модели — корпус выполнен из еще более твердого материала, чем модель 1962 года. В остальном — все на 100% соответствует первоисточнику.
CENTRIX
В коллекции Centrix собраны модели в круглых корпусах, аскетичный внешний вид которых порадует поклонников «чистого» дизайна. Серия включает знаменитую модель RADO Coupole, впервые представленную в 1987 году и поразившую всех сферическим сапфировым стеклом в форме купола.
ESENZA
Esenza — чисто женская линия. Часы Esenza Ceramic Touch не имеют заводной головки. Активация сенсорного управления происходит посредством касания корпуса. А перевод времени можно осуществить просто проведя пальцем по боковой поверхности корпуса. Именно эти часы украшают запястье Ренаты Литвиновой на рекламных постерах RADO с ее участием.