Ни у кого в мире нет точных данных о том, сколько королей, президентов и прочих первых лиц государств пользовались ручками той или иной марки. Но если бы такая статистика существовала, то Montegrappa наверняка входила бы в первую тройку наиболее популярных производителей пишущих инструментов для властителей мира, а возможно и вовсе была бы победителем в этой номинации.
Круг преданных поклонников Montegrappa очень широк: Владимир Путин, Борис Ельцин, Сильвио Берлускони, Билл Клинтон, Принц Чарльз Уэльский, папа Иоанн Павел II, Бенито Муссолини, Фидель и Рауль Кастро, Романо Проди, Николя Саркози, король Иордании Абдалла II и многие-многие другие.
Компания Montegrappa была основана в 1912 году в Бассано-дель-Граппа на Севере Италии и является старейшим в стране производителем инструментов для письма. Как и немецкая фирма Monblanc, она была названа в честь горной вершины. Monte Grappa («Виноградная гора» в переводе с итальянского) имеет 1775 метров в высоту и доминирует над живописной долиной реки Брента.
В первые годы своей деятельности предприятие занималось изготовлением перьевых ручек из эбонита — вулканизированного каучука, который, в отличие от резины, был твердым. Продукция фирмы была недорогой и пользовалась большим спросом.
В годы Первой мировой войны Север Италии был местом активных боевых действий, в которых участвовали с одной стороны Италия, Франция и Великобритания, а с другой — Австро-Венгрия и Германия. Помимо солдат и офицеров этих стран, в Бассано-дель-Граппа периодически гостили и добровольцы из многих других государств. Всем этим оторванным от дома людям надо было писать письма родным, а так как смартфонов и электронной почты тогда еще не существовало, делалось это с помощью перьевых ручек, купленных на ближайшей фабрике. Когда война закончилась, перья Montegrappa разлетелись по всей планете, увеличивая известность марки.
В числе добровольцев, работавших в госпитале рядом с мануфактурой, был и Эрнест Хэмингуэй, который трудился водителем грузовика. Знаменитый писатель неоднократно бывал на производстве Montegrappa, приобрел там несколько ручек и с тех пор для написания всех своих многочисленных произведений использовал продукцию именно этой фирмы.
Послевоенные годы были не столь удачны для компании. Несмотря на то, что Италия была в числе победителей Первой Великой войны, страна была сильно опустошена боевыми действиями, а многие итальянцы не имели средств даже на самое необходимое. Однако с приходом к власти Бенито Муссолини в 1922 году, ситуация начала быстро улучшаться, а вместе с этим и дела фирмы Montegrappa пошли в гору.
В 1927 году на фабрике работало уже 70 человек, выполняя заказы частных компаний из страхового и финансового сектора. Биржевой крах конца 1920-х не отразился на доходах Montegrappa, тем более, что ей достался крупный государственный заказ на производство ручек для итальянской армии. Как раз в это время фирма перешла с эбонита на целлулоид (пластмассу на основе нитрата целлюлозы), которая была дешевле своего предшественника и давала больше возможностей для изменения формы.
Подряд, полученный от Муссолини (который среди прочего возглавлял тогда и министерство обороны Италии), позволил фабрике увеличить объем производства в несколько раз. К началу 1939 года количество сотрудников Montegrappa выросло до 300 человек, а сама фирма вошла в число ведущих мировых производителей перьевых ручек.
Однако затем произошли два события, погрузившие мануфактуру из Бассано-дель-Граппа в глубокий кризис: Италия потерпела поражение во Второй мировой войне, а в 1946 году случился пожар на фабричном складе целлулоида, уничтоживший все запасы сырья для производства корпусов ручек.
После продолжительного спада, во время которого компания несколько раз меняла владельцев, в начале 1980-х Montegrappa возвращается в руки семьи Акила. Новый-старый собственник решает сделать ставку на изготовление эксклюзивных ручек из драгоценных материалов, и в течение следующих двадцати лет фирма становится лидером мирового рынка пишущих инструментов премиум-класса.
В 2000 году семья Акила продает компанию второму по величине глобальному люксовому концерну Richemont Group, а в 2009 году вновь выкупает ее.
Сегодня Montegrappa остается одной из наиболее заметных марок рынка аксессуаров для состоятельных людей, поддерживая интерес к себе ежегодным выпуском нескольких новых неординарных коллекций пишущих инструментов для важных людей, подписывающих важные бумаги.
Итальянская мануфактура Montegrappa известна во всем мире как ведущий производитель эксклюзивных пишущих инструментов для богатых людей. Каждый год она выпускает несколько новых коллекций ручек и карандашей, посвященных знаменитым людям, знаковым событиям, странам, городам и т. п. Все эти инструменты для письма (даже входящие в так называемые регулярные коллекции) представляют собой настоящие произведения декоративно-прикладного искусства.
Но так было не всегда. С момента своего основания в 1912 году и вплоть до 1946 года фирма специализировалась на массовом производстве дешевых ручек из эбонита и целлулоида. Одним из заметных игроков канцелярского рынка Европы Montegrappa становится в годы Первой мировой войны. А в середине 1920-х мануфактура получает от Бенито Муссолини государственный заказ на поставку огромного количества ручек для нужд итальянской армии и становится в один ряд с мировыми лидерами производства инструментов для письма.
Первый «золотой период» в истории фирмы заканчивается вместе с завершением Второй мировой войны, в которой Италия терпит поражение. А в 1946 году на фабричном складе целлулоида происходит пожар, и Montegrappa разом лишается всех запасов сырья для изготовления ручек.
Американцы говорят: «Если тебе попался лимон — сделай из него лимонад». Именно так и пытается поступить руководство фирмы. За неимением целлулоида для производства дешевых ручек, оно принимает решение начать заниматься изготовлением ручек из драгоценных материалов, предназначенных не для массового рынка, а для состоятельных людей.
В послевоенной Европе очень трудно найти покупателей на любой товар, кроме еды, бензина и стройматериалов. Что уж говорить про дорогие аксессуары... Тем не менее, каких-то клиентов все-таки удается постепенно привлечь. Но объем продаж не идет ни в какое сравнение с тем, что было до и во время войны.
Спад в деятельности фирмы продолжается долгие тридцать пять лет, пока после смены нескольких владельцев Montegrappa не возвращается в собственность семьи Акила. Ставший во главе компании Джанфранко Акила начинает с того, что перезапускает производство одной из первых моделей фирмы — Reminiscience, выпущенной в 1915 году. Дебют оказывается удачным, и за ним следует несколько новых моделей, которые медленно, но верно восстанавливают утраченную известность марки.
В 1992 году выходит ручка, приуроченная к 80-летию бренда, и это становится по-настоящему знаковым событием: с этого момента Акила принимает решение впредь регулярно устраивать премьеры новых коллекций, посвящая их не своей фирме, а другим — странам, городам и людям. Это простое на первый взгляд решение дает невероятные возможности для творчества, и у компании буквально открывается второе дыхание. В итоге за очень короткое время по числу коллекций Montegrappa обходит всех своих конкурентов, а к середине 2000-х становится мировым лидером в производстве ручек класса премиум.
Второй «золотой период» в жизни компании, в отличие от первого, закончился не крахом, а выгодной продажей в 2000 году контрольного пакета концерну Richemont Group, который решил добавить успешно развивающийся бренд к тем, что уже были в его портфеле: Montblanc, Alfred Dunhill, Cartier, Jaeger-LeCoultre, Piaget и другим.
В 2009 году семья Акила вновь возвращает себе контроль над Montegrappa. Серьезно увеличенная за девять лет пребывания в Richemont Group дилерская сеть марки помогает новому-старому собственнику уверенно смотреть в будущее компании, а предложенная в 1993 году идея постоянного расширения линейки за счет титульных и событийных коллекций по-прежнему является основой для создания новых уникальных моделей.
Продукция итальянской фирмы Montegrappa отличается от изделий немецкой компании Montblanc и некоторых других конкурентов примерно так же, как итальянский автомобиль Ferrari от немецкого Porsche. В обоих случаях речь идет о высочайшем качестве совершенного в инженерном плане продукта, но внешность у товаров, произведенных в Италии, более яркая.
В 2010 году лицом марки Montegrappa стал знаменитый голливудский актер Сильвестр Сталлоне. Кроме продюсирования фильмов и съемок в них Сталлоне уже довольно давно увлекается рисованием (выставка его работ в 2013 году даже проходила в Русском музее Санкт-Петербурга). Вместе со специалистами Montegrappa он разработал дизайн ручки Chaos, вдохновение для создания которой черпал в работах художников XVI века, посвященных теме хаоса, жизни и смерти. Внешний вид ручки настолько необычен и провокационен, что ее сложно вообразить себе в коллекции какого-то премиального производителя пишущих инструментов, кроме Montegrappa. Зато в линейке итальянской компании она выглядит абсолютно органично.
Это совершенно не означает, что вся продукция Montegrappa столь же эпатажна, как эксклюзив от легендарного Рэмбо. Напротив, среди моделей, представленных в нескольких десятках коллекций фирмы, большая часть выглядит очень сдержанно и элегантно. Но отличия от коллег по цеху все-таки есть. Порой цвета более сочные, порой детали более рельефные и т. д. А в целом ощущение — как от Ferrari — «более яркое».
Все модели разделены на два направления: регулярные и лимитированные серии. Единственная разница — это то, что в первом случае коллекция воспроизводится постоянно и число экземпляров в ней не ограничено, а во втором — количество ручек и карандашей определяется анонсированным лимитом. В остальном все одинаково: абсолютно все ручки Montegrappa оснащаются перьями из золота 18к с платиновым покрытием и эбонитовыми фидерами ручной работы. Зажимы всех ручек и карандашей изготовлены из серебра или золота, а футляры всех изделий сами являются отдельными произведениями искусства.
Коллекции также можно разделить по объектам, которым они посвящены. Это могут быть события, люди, страны, города и даже компании. Но принцип создания образа новой ручки всегда один: если речь идет о какой-то дате, например, то сначала подробно изучается все, что с ней связано, выделяются наиболее важные детали, а затем формулируется идея будущего произведения, его «послание». После попадания к художникам идея обретает первые очертания, а скульпторы доводят ее до материального воплощения. Потом утверждается цветовое решение, выбираются материалы, которые подойдут наилучшим образом, и начинается изготовление прототипа. И только после утверждения прототипа модель попадает в производство.
В принципе, все очень похоже на создание ювелирного украшения, и материалы используются те же самые, но в случае с ручками Montegrappa огромное значение уделяется реалистичности деталей. И каждая мелочь доводится до совершенства. Это связано с тем, что основными покупателями ручек, посвященных городам, к примеру, выступают люди, которые живут в них или, по крайней мере, хорошо их знают.
Одна из «российских» коллекций Montegrappa была посвящена 300-летию Санкт-Петербурга. Корпус ручки украшают три наиболее узнаваемых символа города: Ростральная колонна со стрелки Васильевского острова, Александровская колонна с Дворцовой площади и шпиль Петропавловской крепости. Детали этих архитектурных произведений настолько хорошо известны, что любая помарка была бы сразу видна. Но все было сделано идеально, и юбилейная ручка была очень радушно встречена как коллекционерами, так и обычными покупателями.
Практически за каждой коллекцией стоит какая-то история или даже несколько историй, как в случае с ручкой Montegrappa Dragon, которой Борис Ельцин подписывал все свои указы. В последний день на посту президента 31 декабря 1999 года он передал эту ручку Владимиру Путину в качестве символа перехода власти.
Выбор моделей в коллекциях Montegrappa столь огромен, что вы точно сможете найти ручку, которая идеально дополнит создаваемый вами образ или донесет послание, которое вы хотите сообщить своим партнерам по переговорам.